Японский «самурайский меч» – символ доблести и воинской отваги

Изготовление самурайского меча с помощью духаЯпонский «самурайский меч» – символ доблести и воинской отваги, прекрасный образец древнего, красивого и опасного оружия, которое завораживает своими формами и привлекает чисто внешними характеристиками даже тех, кто является в жизни человеком вполне мирным и абсолютно не разбирается в холодном оружии.

 

Это веками вырабатываемое, отточенное в прямом и переносном смысле совершенство холодной стали, несущее на себе отпечаток богатой истории древней самобытной страны, массу ассоциаций, прекрасных легенд и историй.

Сегодня вы можете даже сделать себе или близкому человеку подарок, приобретя копию самурайского меча (разумеется, не для оборонительных целей, а в качестве необычного и респектабельного декора).

Но это – лишь внешняя, при том неточная, копия истинно высококачественного оружия. Настоящие самурайские мечи сегодня представляют огромную ценность, историческую и культурную. Стоимость самых ценных мечей Японии, которых насчитывается не так много, может исчисляться десятками и сотнями тысяч долларов, а их культурная значимость вообще поистине бесценна.

На этом сайте вы найдете информацию именно о таких мечах. Вы также научитесь различать виды японского холодного оружия, узнаете много нового о его истории, и даже сможете понять, как же его изготавливали.

Японский меч – это неотъемлемая часть японской культуры. Более того, это уникальное явление, которое оказало заметное влияние на мировую культуру в целом. Божественное происхождение, которое приписывалось мечу, и его богатый символический пласт значений широко использовались в литературе, живописи, на этом основывался бусидо (кодекс самурая) и многие другие аспекты жизни общества. Меч – это и основа земной власти, и символ божественной чистоты, и символ доблести, чести и достоинства самураев, и многое другое. Кроме того, меч стал важным элементом дзэн-буддизма, интегрировав свое символическое значение в канву буддизма при помощи метафорического изречения «Рассеки двойственность!»

Немного статистики

 

Согласно имеющимся данным, за период истории Японии с древнейших времен до революции Мэйдзи 1868 г., всего можно насчитать около 13 тысяч профессиональных мастеров-оружейников (мечников). Если принять, что в среднем один кузнец производил за свою жизнь где-то 100 клинков, общее число произведенных самурайских мечей составляет примерно 2 000 000.

До Второй Мировой Войны Япония сохранила из этого количества почти 75%, т.е. 1,5 миллиона мечей. Еще около 200 тыс. были фабричными мечами более позднего периода (после Мэйдзи). Но затем случилось несколько фатальных событий, приведших к уничтожению или увозу большей части мечей. В настоящее время, в Японии находится не более 100 тыс. самурайских клинков. В США клинков сейчас в два раза больше! Кстати, именно в Америке сосредоточено около 70% всех существующих в настоящее время самурайских мечей. Это, конечно, никто не может оспорить, что самые ценные и древние клинки остались на своей исторической родине, большинство же «американских японских мечей» являются новейшими дайто, использовавшимися японскими офицерами, и относящимися по классификации к типу буке-зукури.

 

Классические японские изогнутые клинки

А как же появилась форма, которую мы сейчас признаем классической, т.е. слабоизогнутое оружие с односторонней заточкой большой или средней длины? Вы будете удивлены, но она была, вообще-то, заимствована у соседей.

В эпоху постоянных феодальных войн стали распространенными не только пехотные, но и конные стычки. Японцы взяли у корейцев оружие, которым было удобно рубить со спины лошади, в отличие от чокуто или цуруги. Они изначально и называли его «корейским мечом», подобно тому как на Руси первые сабли именовали «ордынками». Подобной же конструкции мечи применяли и в Китае, а японцы с увжаением относились к могучему континентальному соседу и охотно перенимали у него все полезные новинки. Многие наиболее ранние мечи японцев были сделаны либо китайскими мастерами, либо как копии с китайских мечей.

 

Затем длинный изогнутый клинок всадника, который, как и подобает нормальной сабле, носили подвешенным к поясу или заткнутым за пояс лезвием вниз, стал называться «таши», или «тачи». Длина лезвия таши/тачи превышала 90 см. У него также появилась характерная классическая форма острия – короткая, как бы «обрубленная», которую иногда обозначают как «танто», или «тантообразная», хотя это не совсе мправильно. Коротким острие делали не зря, ведь таши использовался главным образом для нанесения рубящих, а не режущих ударов, и такая форма была наиболее удобной.

А теперь поговорим о том, какие, собственно, бывают классические японские клинки.

Для начала рассмотрим самые большие виды. Они появились в XIII веке, когда японцы столкнулись с неугомонной монгольской ордой (да-да, они и туда дошли), воины которой были облачены в тяжелый доспех, практически непрорубаемый обычным клинком. И тогда кузнецы начинают ковать огромные мечи «нодаши», или «нодачи». Они являлись серьезной угрозой для любого доспеха, так как обладали большой инерцией (имели широкие и толстые клинки и делались длиной как минимум полтора метра). И это далеко не предел, например, в японском храме Яхико хранится образец длиной 2,25 м, который был изготовлен в начале XIV в.

Нашествия монгол на Японию так и не случилось, но идея нодаши/нодачи прижилась, и такие мечи куются до сих пор. Поскольку японцы, как правило, малы ростом, такие устрашающе длинные мечи им приходилось носить не на поясе (где они скребли по земле), а на плече или за спиной. Теперь это «классический» способ ношения японского оружия, который, кстати, очень эстетично выглядит.

Таких же размеров достигали и другие популярные виды оружия. «Самурайская алебарда» – нагината – не походила на европейскую алебарду, но выполняла те же функции. Фактически, это был укороченный меч с односторонней заточкой, с очень длинной рукоятью. Некоторые части войска полководца Ода Нобунага (1534-1582) имели на вооружении нагинаты общей длиной 210 см, из которых на клинок приходилось лишь 90 см.

Также на вооружении у японских воинов состояло длинное копье – «яри», образцов которого также сохранилось довольно много. Впрочем, копья не были характерным оружием для японской знати.

Виды коротких японских клинков

 

Однако же, нодаши/нодачи был хорош главным образом в конном бою, но при пеших поединках рубиться им было неудобно. Чтобы восполнить этот пробел, придумали самый известный и классический самурайский меч, под названием «учигатана», именно он впоследствии трансформировался в привычную всем, кто хоть что-то слышал о японском оружии, «катану». Учигатана, имевшая меньший вес, измененный баланс и более короткое лезвие, служила дополнением к основному, более мощному мечу таши, и применялась в пешем строе и в поединках один-на-один. Интересно, что учигатану оказалось наиболее удобным носить за поясом лезвием вверх. Такой способ работы с клинком давал возможность нанести более быстрый удар, так как обнажение клинка (выброс его из ножен) с замахом совмещались в одно движение вместо двух.

Когда массовые кавалерийские атаки ушли в прошлое, длинные мечи нодаши/нодачи превратились в редкий и, скорее, церемониальный атрибут, а для повседневного ношения повсюду стала принята учигатана. В интервале между 1568 и 1603 г она стала называться «катаной» и вытеснила нодаши/нодачи, став выполнять роль длинного меча. Привычка самураев использовать два меча привела к тому, что в пару к катане придумали еще более короткий меч (на самом деле, опять-таки, саблю). Он назывался «вакидзаси», или «вакидзаши», по-японски «сбоку воткнутое». Пойдя по пути дальнейшего укорачивания клинка, получили классический японский боевой нож «танто», имеющий длину менее локтя.

Итак, в определенный момент в Японии сформировалась «классическая троица» оружия примерно одного плана, но различающегося по длине клинка и рукояти и, соответственно, по функциям. Это катана, вакидзаси и танто.

Отличительными особенностями всех трех видов оружия являются: характерный благородный изгиб лезвия, средняя ширина, короткое «обрубленное» острие, небольшая круглая металлическая «цуба» (пластина, защищающая рабочую руку, у европейского оружия именуется гардой).

Пара катана-вакидзаши или катана-танто именовалась «дайто-сето», или сокращенно «дайсе», от японских слов «большой» и «малый». Оба меча должны были быть сделаны одним мастером и украшены в одном стиле.

 

Такая пара обеспечивала вариативность использования, например, в схватке на малой дистанции, когда не было условий для фехтования длинно-клинковым мечом, боец выхватывал вакидзаши и рубился им. Кроме того, враиативность проявлялась и в быту, в частности, считалось хорошим тоном оставлять длинноклинковое оружие у порога, входя в дом, но при этом воин не оставлял свой малый клинок – вакидзаси или танто – он всегда находился при нем.

Клинки и их отличительные черты

Учитывая огромное множество созданных во все времена – от эпохи раннего средневековья до наших дней – японских клинков, а также еще многообразие школ их изготовления, и большое количество мастеров-оружейников, можно понять, что классифицировать японское оружие – занятие сложное. Но дотошные японцы справились с этим, создав систему идентификации школы, географической привязки и привязки клинков к конкретному мастеру, а также оценки качества, по многочисленным критериям внешнего вида и функциональных характеристик. В результате каждая мелочь, каждая небольшая деталь оружия имеет у японских экспертов по холодному оружию собственное название, и подпадает под определенную классификацию. Так что знающего эксперта практически нереально обмануть, подсунув ему подделку или предложив клинок с фальсифицированным клеймом мастера.

 

Считается, что основополагающими в мастерстве изготовления японских клинков были так называемые «школы пяти провинций». В каждой из них применялся свой определенный набор технологических приемов. В результате «классические» клинки легко узнаваемы, например, по соотношению железа и стали на лезвии клинка, а также способам их соединения, эксперты легко понимают, где сделали этот меч или нож: в провинции Бидзен или Сагами. Разумеется, технологические приемы не оставались неизменными, с течением времени наблюдался естественный процесс влияния одной традиции на другую, и поэтому знатоки тщательно изучают, как изменялись традиции в разных провинциях в ту или иную эпоху.

Стоимость классических японских клинков

Стоимость японских клинков, особенно антикварных, очень велика. Современные мечи признанных японских мастеров-оружейников стоят приблизительно от 5 до 20 тысяч долларов.

А вот антикварные мечи имеют стоимость еще более высокого порядка, несколько десятков тысяч долларов для них – невероятно удачная низкая цена. Сплошь и рядом можно прочитать о сделках, в которых антикварные средневековые японские клинки продаются за 150-200 тысяч долларов.

 

Кстати, уже в средневековой Японии цена выдающегося меча могла достигать 500 кг серебра, а с течением времени его ценность повышается, разумеется, еще больше. Например, уже хороший меч син-синто («новейший меч» XVIII века) работы популярного признанного мастера, будет стоить по меньшей мере эквивалент тонны серебра…

Ценные и особо ценные японские мечи

В Японии мечи, изготовленные вручную мастерами-оружейниками, принято делить на четыре класса: особо ценные, ценные, особо сохраняемые и, наконец, просто сохраняемые. Японское государство также выделяет для особо ценного оружия такие категории, как «национальное сокровище» и «важное достояние культуры». Сегодня считается, что только в самой Японии сохранилось от одного до трех миллионов мечей вышеперечисленных классов всех времен, а также не поддающееся исчислению множество офицерских мечей заводского производства, которые не являются официально сохраняемыми. Особо ценных мечей сейчас насчитывается 117 экземпляров, ценных мечей – еще около трех тысяч экземпляров, остальные же относятся к классу особо сохраняемых и сохраняемых.

 

Еще в конце XVIII века началось возрождение интереса к клинкам древних оружейников и к технике «пяти традиций». Сегодня в Японии к старинному оружию относятся с редкостным трепетом. Каждый владелец самурайского меча может получить «паспорт оружия», который называется «оригами». Его выдает специально созданное японское Общество сохранения искусства производства мечей (Nihon Bijutsu Token Hozon Kyokai). В паспорте указываются период (или дата) изготовления оружия, стиль и название школы, к которой принадлежал сделавший его мастер. Если мастер известен, его также указывают.

Говорят, что ни один меч, находящийся вне пределов Японии, каким бы он ни был хорошим, официально не признан национальным сокровищем или особо ценным мечом.

За весь период существования классических японских мечей можно назвать с десяток оружейников, которые имели статус «лучших из лучших». Их клинки стоили баснословных денег и удостаивались касания только самых опытных воинов, и не зря – они действительно имели фантастические качества. Разумеется, не все мечи были произведениями оружейного искусства столь высокого уровня, существовало множество оружейников, мягко говоря, попроще, которые делали мечи для массового употребления.

 

Если мастера наивысшего уровня делали свои лучшие клинки очень долго, то ремесленники средней руки могли отличаться высокой производительностью. Один из таких ремесленников за 25 лет работы сумел изготовить более 1600 клинков, что в среднем составило 5 штук в месяц. Само собой, это были мечи типа «ширпотреб».

При этом, в Японии было около 1800 (!) школ изготовления оружия, и было зафиксировано где-то 32000 японских оружейников (при этом каждая школа придерживалась своего взгляда на искусство изготовления меча, и каждый мастер имел свои личные секреты и «фирменные» технологические приемы). Неудивительно, что даже по прошествии веков в Японии сохранились десятки тысяч старинных мечей. Так что найти подлинный самурайский клинок в Японии на самом деле довольно легко.

Периоды изготовления японских мечей

Ко-то (Koto). По-японски «старые мечи». Так называют клинки, сделанные ранее 1596 г., то есть до начала «эпохи Эдо», или «эпохи Токугава».

Сан-то (Shinto). Переводится как «новые мечи». Так называют клинки, датируемые 1595-

1790 годами.

Син-синто (Shin-Shinto). Дословно переводится как «новые-новые мечи», или на литературном русском «новейшие мечи». Это мечи, чей возраст с 1790 по 1876 гг.

Гэндайто (Gendaito). Это «современные мечи». Так называют клинки, сделанные с 1876 года по сей день.

Кроме этого, принято дополнительно вводить различные дополнительные модификаторы, которые позволяют уточнить время изготовления на основании более мелких критериев. Вот их названия:

Сё-кото: «ранние» кото (1500-1595 гг.).

Кэйтё-синто (Keicho Shinto): «ранние» синто (1595-1615 гг.).

Канбун-синто (Kanbun Shinto): мечи возраста от 1661 по 1673 гг., отличающиеся слабым прогибом.

Бакумацу (Bakumatsu): мечи периода окончания Токугавского бакуфу (правительства), с 1853 по 1868 гг.

Мэйдзи-то (Meiji-To): изделия эпохи Мэйдзи (1868-1912 гг.)

Тайсё-то (Taisho-To): изделия периода Тайсё (1912-1925 гг.)

Сёва-то (Showa-To): изделия эпохи Сева (1925-1989 гг.)

Синсяку-то (Shinsaku-To): «современные» мечи, изготовленные после 1955 года.

Как уже говорилось, «золотым веком» японского оружейного мастерства была довольно длительная эпоха – так называемая «эпоха пяти традиций». Школа Бизен является одной из этих основных пяти школ, или «традиций», имеющих ярко выраженные самобытные особенности изготовления мечей. Провинция Бизен находилась на территории, которая сейчас относится к южной половине теперешней префектуры Окаяма.

Основателем школы Бизен был легендарный кузнец Томонари, живший в первой половине XII века н.э. Его учениками и последователями были Канехира, Сукехира, Нобуфуса, Такахира и Масацуне. сегодня можно увидеть лишь единичные свидетельства работы этих великих кузнецов Ранней Школы Бизен (Ко-Бизен). Позднее, однако, Школа Бизен обрела множество последователей и несколько основных подразделений: Фукуока, Йошиока, Осафуне, Йошии, Омия.

Другая основная школа родилась в практически соседней провинции Ямаширо. Центром провинции Ямаширо был Киото, древняя столица японской Империи с 794 до 1868 гг. Средоточие японской знати, Ямаширо привлекала лучших кузнецов, так как здесь всегда был большой спрос на мечи. Основателем школы был кузнец Мунечика. Основные ветви школы Ямаширо – Санджо, Ауатагучи, Раи, Аякоджи, Нобукуни, Хасебе и Хэян-джо.

Ямато, в отличие от описанных нами выше местностей, была провинцией кузнецов и оружейников еще до приобретения японцами навыков изготовления «корейских» заимствованных клинков. Город Нара (центр провинции Ямато) был столицей Японии еще до того, как этот титул заполучил Киото. Считается, что когда в городе была сосредоточена во множестве японская военная знать, в провинции Ямато жило много хороших кузнецов, что и естественно – надо же было обслуживать потребности вельможных воителей… Однако в 794 г. новой столицей стал Киото, и большинство мастеров-оружейников переехало поближе «к центру».

Таким образом, несколько сотен лет оружейное мастерство было мало востребовано в данной провинции. Однако около 1200 г. в городе Нара вновь стало увеличиваться количество кузнецов. Это связано с расцветом в городе религиозной культуры. Несколько разнообразных религиозных сект, начавших приобретать власть в городе, находились в состоянии конкуренции, и потребовалось много мастеров-оружейников, чтобы обеспечить оружием их последователей.

Школа провинции Ямато поэтому была с тех пор очень тесно связана с религией. Даже ветви, возникшие после разделения и развития этой школы, обычно именовались в соответствии с названиями храмов: Тома, Тегаи, Хошо, Ширикаге, Сенджу-ин.

Школа Сошу (Сагами) была еще одной из основных родоначальниц традиций оружейного ремесла в Японии. Она была названа также по имени провинции Сошу, или Сагами. Центром данной провинции являлся древний город Камакура, в котором в 1192 г. начал править первый сегун Минамото Еритомо. образовав структуру общества, костяком которой являлась военная знать, он не мог не обратить внимание на оружейное производство у себя в провинции.

Именно тогда Сошу (Сагами) стала одним из центров ковки высококачественных мечей в Японии. Природные условия в Камакура не слишком способствовали развитию кузнечного ремесла, поскольку провинция была бедна рудными месторождениями. Зато здесь царила привлекавшая многих мастеров атмосфера воинской доблести и культа оружия, красивые и качественные мечи, равно как и оружейники, их изготовившие, были в большом почете.

Основными ветвями школы стали: Ямаширо, Бизен (состояли из кузнецов, переехавших из соответствующих провинций), Сошу.

Крупнейшим и самым известным мастером Провинции Сагами был мастер Масамуне. Считается, что некоторые из учеников кузнеца Масамуне, переехав из Сошу в город Секи, образовали еще одну школу – школу Мино. Город Секи являлся центром оружейной школы Мино. В этой школе сложилась традиция, основанная на подражании работам кузнецов Сошу (Сагами), хотя с течением времени возникли и оригинальные элементы. Наибольшую ценность представляют ранние работы школы Мино. Ее основные ответвления называются Канеуджи и Канешиге.

Во время периода, именуемого «старым», искусство оружейников процветало и в других провинциях Японии. В итоге их было зафиксировано очень много. Естественно, что для удовлетворения быстро возрастающего спроса на холодное оружие, кузнецы организуют массовое производство. Такое поточное производство отрицательно сказывается на качестве.

Поэтому в этот момент происходит своеобразное разделение кузнецов на выдающихся мастеров, изготавливающих штучный товар, и ремесленников, которые «штамповали» оружие для массового пользования.

Для того чтобы стимулировать качество работы кузнецов, к середине XVI века император начинает массово выдавать кузнецам разного рода поощрения. Он, в частности, присваивает лучшим оружейникам почетные титулы: эти титулы могут помещаться мастером на клинке в качестве подписи наряду с названием провинции и титулом. До наших дней дошли свидетельства о довольно часто присваиваемых титулах, таких как Суке, Джо, Дайджо и Ками.

 

Выдающимися кузнецами периода Хэйан были: Ясуцуна, Санемори, Арицуна, Ничиджо из Хоки, Морицуру из Бичу, Джошу (Садахиде) из Бунго, Юкиясу из Сацума.

Клинки работы мастера Мурамасы

Клинок работы мастера Мурамасы, одного из самых известных мастеров Японии – это один из героев полулегендарного события, описанного как месть вассалов самурая Асано его убийце, самураю Киру. Столь же славные легенды можно узнать о других клинках его работы.

Одна из них гласит о состязании Мурамасы с Масамуне, которого также считают одним из лучших японских оружейников. Мурамаса и Масамуне гордились непревзойденными качествами своих клинков, сошлись в споре. Мурамаса стал доказывать остроту изготовленного им меча так: воткнул его в ручей, и острейшее лезвие начало рассекать плывущие по течению опавшие листья. Масамуне же, зная, какую славу имеют клинки Мурамасы, ответил, что оружие не должно быть таким хищным. Он воткнул свой меч в дно ручья рядом с первым клинком. И несомые потоком листья огибали клинок…

 

Скорее всего, такого состязания на самом деле не было, но в любом случае, легенда основывается не на пустом месте. Мечи Масамуне имеют доныне очень хорошую славу «верных» клинков, а вот мечи Мурамасы еще при дворе сегуна Токугавы считались приносящими несчастье: например, могли поранить владельца.

В японской традиции мечу отводилась очень большая роль, он даже считался в каком-то смысле живым существом со своим характером и родословной. Поэтому считалось, что клинок, посмевший обидеть своего владельца, следовало примерно наказать. Как это можно было сделать? Запретить творения Мурамасы и по возможности уничтожать. Но даже в Японии приказы исполняются не всегда точно, поэтому часть мечей сохранилась даже до наших дней. В современных коллекциях можно найти около 40 клинков Мурамасы.

А вот и еще одна полулегендарная категория клинков – мечи работы Окадзаки Горо Ниудо Масамуне. Как утверждают свитки XIV в., этот мастер, имя которого по сей день в Японии принято употреблять с эпитетом «великий», с семнадцати лет начал учиться кузнечному делу у всех известных мастеров, к которым только смог поступить в обучение. Он великолепно «чувствовал» оружие и постоянно познавал всевозможные новые секреты и тонкости мастерства ковки. Отличаясь также выдающимся трудолюбием, он достиг постепенно невиданного совершенства.

 

Произведения Масамуне еще при его жизни стали считаться «мей-то», то есть в переводе с японского «мечами с именем». Иметь такой клинок было не просто престижно – это было все равно что обладать огромным сокровищем. В отличие от других мастеров, Масамуне отличался скромностью нрава, многие свои произведения он даже не подписывал, мотивируя это тем, что ему не слишком нужна слава. Однако его творения имели настолько выразительный неповторимый облик и свойства, что специалисты по совокупности признаков безоговорочно признают подлинными даже неподписанные его клинки.

Сейчас известно около 60 клинков стопроцентно работы Масамуне, и несколько сотен клинков, которые, возможно, являются работой мастера (Масамуне при его жизни, и особенно в более поздние времена, подделывали чуть ли не массово, пользуясь знаменитым именем мастера).

Легенды о мастере Масамуне

О Масамуне в Японии ходит множество легенд и баек. Так, в энциклопедии оружия Джорджа Камерона Стоуна (Нью-Йорк, 1961 г.) приводится история, героем которой якобы был Масамуне. Утверждается, что история не является легендой, т.е. имела место на самом деле.

 

Однажды приемный сын мастера и по совместительству его ученик Самонджи помогал учителю в кузнице и во время закалки меча сунул палец в воду. Масамуне решил, что мальчик хочет узнать температуру воды и перенять секрет закалки клинков, в связи с чем немедленно отрубил этот палец – и от этого Самонджи вскоре умер.

Неизвестно, зачем японцы решили придать своему знаменитому оружейнику свирепый флер – на самом деле Масамуне отличался кротостью и вряд ли стал бы бросаться с мечом на родственников. К тому же достоверно известно, что Самонджи (Саемон Сабуро Ясуйоши), один из десяти лучших учеников Масамуне, стал известным мастером, основателем собственной школы, и как и отец, получил к своему имени титул «О-Са», то есть великий Са, великий Самонджи. Поэтому следует признать, что, несмотря на то что энциклопедия Джорджа Стоуна является в целом достойным источником, в данном случае в ней за достоверную историю выдана обычная байка.

Современные мастера-оружейники Японии

Для японской культуры, столь большое внимание уделяющей мечу, оружию как таковому, важно не только бережно сохранять старые образцы оружейного искусства, но и создавать новые сокровища, в традициях мастеров прошлых веков, но с добавлением собственного творческого элемента. Современные мастера-оружейники в Японии очень ценятся и окружаются почетом. Вообще, поддержка традиционных ремесел является делом, которое государство всячески поощряет, так что лучшие кузнецы и некоторые другие специалисты, имеющие отношение к изготовлению мечей, по прохождению специальных экзаменов «на профпригодность» могут получать звание «нинген кокухо». С японского это переводится очень пышно: «живое сокровище культуры».

 

Такой мастер получает почет, славу и материальную поддержку от правительства. Он также может гордо писать, подобно старым мастерам, свое имя на изготовленных им клинках и заносить его в специальный паспорт (документ, прилагающийся к высококачественным клинкам, с указанием времени изготовления меча, стиля изготовления, названия школы, к которой принадлежал изготовивший его мастер, и собственно имени мастера.

Чтобы не происходило профанации оружейного искусства, к изготовлению мечей допускаются лишь опытные кузнецы, не менее пяти лет проучившиеся у дипломированного мастера, хранителя традиций. Сегодня таких авторитетных, дипломированных настоящих оружейников, в Японии насчитывается около 300 человек.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *